понедельник, 10 июня 2019 г.


  "Способы отслеживания результатов  освоения ДООП                                                     туристско-краеведческой направленности"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Туризм и краеведение" рассчитана на  3 года обучения для подростков 12-16 лет.
Первый год обучения предполагает преподавание общих основ туризма, ориентирования, краеведения.
Практические занятия проводятся исходя из времени года и погодно-климатических условий, как с полным составом объединения, так и  по мере роста опыта детей: групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.
Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями "Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий(путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации".


                                Результативность программы.
Результатом первого года обучения, призванного заложить основы туристской подготовки у воспитанников является "Минимум знаний, умений и навыков членов туристских объединений."
Знания :
* правила ТБ, правила и нормы поведения в лесу;
* виды туризма;
* границы Челябинской и соседних областей;
* основные черты рельефа области;
* понятия о Законе об охране окружающей среды;
* виды топографических карт;
* движение по азимуту с помощью компаса;
* устройство бивака;
* туристическое снаряжение;
* особенности зимнего лыжного похода;
* особенности техники и тактики пешеходного похода;
* правила оказания первой медицинской (доврачебной) помощи во время похода.
Умения и навыки:
1.Основы туристской подготовки
Дети осваивают при осуществлении походов выходного дня, учебно-тренировочных и многодневных походов. Проверка знаний - провожу тесты. Смотрю правильность ответов. Результат различный- может быть от 70- до 100 % верных ответов.
Участие в туристических соревнованиях в качестве участников. Дети видят свой результат по занятому месту. Это может быть командный или личный результат. Мы обсуждаем ошибки, допущенные при прохождении этапов на соревнованиях.
2. Топография и ориентирование
Чтение и изображение топографических знаков.Определение рельефа по карте.
Измерение и построение азимутов.Движение по азимуту с помощью компаса.
Определение сторон горизонта.Определение направления выхода в случае потери ориентировки.
После проведения похода, я выдаю задание детям-нарисовать абрис.
После этого анализирую ошибки, провожу дополнительное объяснение. Из абриса понятно, как  ребенок умеет разбираться в картах и ориентироваться на местности.
3.Краеведение.
Разработка маршрута по интересным местам Челябинской области.
Разработка маршрута и сбор краеведческих сведений..Выполнение краеведческих заданий на маршруте. Изучение краеведческих объектов.
Способствовать охране природы в походе, знать редкие и исчезающие виды растений и животных, знать повадки диких животных и правила поведения при встрече с ними.
Я провожу небольшие викторины  в объединении и дети участвуют в городской викторине.
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Уход за телом, одеждой и обувью. Подбор одежды и обуви для похода. Подбор состава медицинской аптечки на поход выходного дня и многодневный поход.
Уметь оказать первую доврачебной помощь.
Транспортировка пострадавшего.  
Опросы,  Наблюдение во время похода,
5.Общая и специальная физическая подготовка.
Выполнение принятых в программе нормативов по физической подготовке в соответствии с возрастом и годом обучения. Дети  сдают нормативы в начале учебного года и в конце учебного года. Я могу увидеть уровень физической подготовленности и ребенок может сравнить свои результаты.
Все наблюдения фиксируются в Карте личностного роста.

Занятия туризмом -это трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся.Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, способствует развитию самостоятельности учащихся.
Развитие личности обучающегося происходит в условиях коллективной и индивидуальной деятельности, когда из новичка, осваивающего основы туризма и краеведения он превращается в опытного туриста и спортсмена и становится помощником руководителя в походной жизни и владеет в комплексе всеми навыками, предусмотренными программой. Большую роль играет доброжелательная атмосфера в объединении, помощь более опытных и старших обучающихся младшим, успешное применение имеющегося опыта и приобретенных обучающимися знаний и умений на практике.

Показ фотографий (небольшая презентация).
Учащиеся объединения  принимают участие:
-в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, организуемых турклубом "Аметист";
-в ежегодном  туристическом слете;
-походы  в НП “Зюраткуль”, НП “Таганай”.
-в городской краеведческой викторине "Мой край".

Презентация:

https://docs.google.com/presentation/d/1zlM5ioFHxmULO6-JuYZQnikweZst8WlgNv4yFZeWQAc/edit?usp=sharing

Комментариев нет:

Отправить комментарий