четверг, 26 июня 2014 г.

Лучше гор могут быть только горы...

Посвящается Павлу Ивановскому.

Лучше гор могут быть только горы...
"Ушел в горы...

 Туда, куда всегда стремился. Альпинист - "снежный барс" Павел Ивановский 

- ЧЕЛОВЕК в лучшем смысле этого слова. В его жизненной копилке, помимо официальных заслуг и наград, были и достижения, которые, порой, не заметны глазу. Работа с детьми и подростками - была неотъемлемой частью его жизни. Многим мальчишкам и девчонкам на своих занятиях, в альп-клубе, на тв-проектах, на различных соревнованиях, где он был непосредственным инструктором и консультантом, он открыл новые горизонты. Помог поверить в себя, стать смелее, добрее, сильнее...
Многие давно выросли, стали достойными людьми, любящими спорт, понимающими слова "дружба", "ответственность", "верность". Он был для нас Учителем. Любые вопросы, ситуации... сложные, неожиданные всегда решал спокойно, серьезно и с чувством юмора. А чувство юмора у него было просто необыкновенное. Как он радовался всегда победам своих воспитанников, как поддерживал, - это всегда было искренне, из глубины сердца. И жалел точно так же, и еще говорил, что никогда нельзя унывать, что надо верить в мечту, надежду, любить жизнь!!! Как любил ее он.
А еще Павел был успешным журналистом. Все его работы - одна большая любовь к людям, природе, миру в целом. А какая душа у этого человека - не передать. Огромная. Потрясающий человек, и верить в это не хочется. Мы его очень любим. И это тот случай, когда говорят: теряем лучших из лучших. Скорбим."

Записи Павла о себе.
"Зовут меня Павел Ивановский, потомственный кузюк. По крайней мере, все предки до четвертого колена родились в Златоусте. Тяга к путешествиям появилась у меня в детстве благодаря прочитанным книгам. Уже и не вспомню, с какой именно книги все началось, но нравилась больше приключенческая литература. После прочитанных книг грезил далекими путешествиями, полными тайн и загадок, ну и немного опасностей. Во мне всегда жил и до сих пор остается дух романтики, приключений и странствий. И слава Богу, что я еще не угомонился, продолжая жить «вприпрыжку». За три десятка лет походных скитаний «заработал» кучу травм: обморожений и переломов конечностей, чемпионских титулов по скалолазанию и многим видам туризма, звание «Снежного барса» — за восхождения на все семитысячники бывшего Союза и… много еще чего.По совместительству являюсь заместителем главного редактора городской газеты «Златоустовский рабочий», которой служу верой и правдой вот уже четверть века.
Здесь слишком много букв про мои путешествия по белу свету.
И если вы законченный романтик, то вам именно сюда. Надеюсь, что мои «почеркушки» окажутся для вас не только интересными, но и в чем-то полезными. Замысел без умысла — это вымысел. А раз так, то в самое ближайшее время я постараюсь восполнить пробел в иллюстрациях к своим путевым заметкам и дополню их полезной информацией. Тогда можно было самим отправиться к снегам Килиманджаро — в самом центре Африки. Или покататься на слонах в знойных непальских джунглях — после восхождения на гималайские вершины. Или же просто прогуляться по моему любимому Таганаю.
Итак, виртуальное путешествие начинается!"


Живу вприпрыжку…

16.02.2012 12:31
Павел Ивановский – журналист газеты «Златоустовский рабочий». Но в городе у подножия Таганая он известен прежде всего как организатор различных туристических акций, соревнований по скалолазанию, экспедиций в горы, а также как альпинист-высотник с большим опытом восхождений. Поднявшись на пять высочайших вершин бывшего СССР, Ивановский удостоился звания «Снежный барс». Взбирался также на макушки Европы, Северной Америки, Африки.
Павел, как профессиональный журналист уживается в тебе с туристом и альпинистом?
- Тяга к путешествиям появилась у меня благодаря приключенческой литературе. В детстве за одно лето «проглотил» 12 томов Александра Дюма. До этого и после было множество книг зарубежных и отечественных писателей, увлекших духом романтики, приключений и странствий. Этот дух по сей день живет во мне. После прочтения грезил далекими путешествиями с различным способом передвижения и преодоления препятствий. Будто бы иду пешком, потом где-то на Севере встаю на лыжи, когда сходит снег, рублю в тайге плот и сплавляюсь по бурной реке. Дальше проникаю в пещеру, становлюсь спелеологом, оттуда выкарабкиваюсь по альпинистской веревке. Этот путь полон тайн, загадок и опасностей. Те грезы стали своеобразными предвестниками будущих удивительных путешествий, лыжных походов, восхождений. Только вот истинного количества опасностей в детстве я предвидеть не мог.
Еще школьником начал ходить в секцию туризма, много раз поднимался на Уральские горы, участвовал в большом количестве соревнований, в том числе по ориентированию и скалолазанию. Были также многочисленные поездки на фестивали бардовской песни, повлиявшие на мои музыкальные пристрастия.
Мои первые литературные опыты написаны в жанре авантюрного романа. Путевые заметки, репортажи и очерки за моей подписью появлялись в «Златоустовском рабочем» с конца 1982 года. С тех пор я немало написал о мужественных и смелых людях, у которых учился преодолению трудностей и опасностей, учился мудрости, обретенной с риском для жизни, а также о дальних краях и странах, в которых побывал. На книгу точно наберется, вот только хочется дойти до очередного горизонта, чтобы была какая-то законченность. Но там вырастают новые дали, вершины, перспективы. И, слава Богу, что еще не угомонился, живу вприпрыжку.
Первое восхождение на большие горы (Фанские) я совершил 16-летним юношей. Оно очень воодушевило меня. Там понял: хочу и могу быть настоящим альпинистом. Со временем сам стал организовывать и водить экспедиции в горы, а тогда был очень благодарен миасским туристам, взявшим меня в свою группу и доверившим заведовать снаряжением.
Какие значимые вершины ты покорил?
- В моем лексиконе нет слова «покорил». Есть восхождение. Заоблачную вершину нельзя покорить. Часто случается, что гора не дает своего благословения: резко усиливается ветер, обрушиваются ливни, снегопад, срываются со склонов лавины и ледники. Во многих таких случаях лучше вернуться, переждать непогоду. Когда альпинисты начинают действовать наперекор стихии, ставя превыше всего свои горделивые планы, восхождение нередко заканчивается трагедией. Тому существует масса примеров. Поднимаясь в горы, надо искать некоего компромисса с природой, настраивать себя на своеобразное общение с горой, стремиться понять ее язык, характер, нравы. Восхождение – это попытка договориться с горами. И, конечно, покорение, но только себя. Своей слабости – физической, психологической, духовной. Но более всего – гордости.
Что касается вершин, на которые восходил. Часто вспоминаются Эльбрус, Казбек, Килиманджаро. Поднимался на Мак-Кинли (Аляска), Монблан (Европа), пики Победы, Хан-Тенгри (Центральный Тянь-Шань), Ленина, Коммунизма и Корженевской (Памир). Список можно продолжить, но еще больше вершин, где я не был, но куда очень хочется подняться.
Самое впечатляющее восхождение?
- Каждое оставило следы в душе и памяти. В том числе последнее: декабрьская экспедиция на Килиманджаро. Впервые на эту вершину я поднялся 17 лет назад, организовав, пожалуй, самую первую на Урале экспедицию в Восточную Африку. Та поездка запомнилась тропической экзотикой и политическими катаклизмами в России, осложнившими наше возвращение домой. В этот раз мы (участники уральского высокогорного клуба «Горец») поднимались со стороны Танзании в пятидесятый день ее независимости, пересекая все климатические пояса: от тропического леса до снежной тундры. Своеобразие этноса тех мест, животного мира у подножия запали в душу.
Если что-то выделять, то, пожалуй, экспедицию на пик Златоуста, посвященную 250-летию города. Наша команда повторила восхождение южноуральских альпинистов, предпринятое в 1967 году. Они первыми поднялись на этот и другие пятитысячники Юго-Западного Памира, назвав их знакомыми златоустовцам именами (кроме пика Златоуста это пики П. Аносова, Н. Скворцова, В. Геппа, массив Ковшовых). Мы установили на вершинной скале памятную табличку с информацией о городе. Старинную икону с ликом Иоанна Златоуста, которую поднимали на пик, по возвращении передали в дар храму Серафима Саровского.
Практически любое восхождение связано с риском. Были ли в твоей практике смертельно опасные случаи?
- Один такой произошел на Алтае во время восхождения на гору Белуха. 1 сентября 1997 года мы поднялись на перевал Делоне (был такой математик, сподвижник Николая Рериха и по совместительству альпинист). Ведущим у нас шел Володя Трофимов, чей рюкзак остался внизу. Возвращаться по навешенным им же веревочным перилам он не захотел, и мы решили выдернуть его рюкзак, привязанный к концу веревки. От сильного рывка страховочную станцию вырвало изо льда, и мы полетели вниз. Я упал на спину так, что меня тут же запеленало веревками в кокон. Дальнейший удар рикошетом о скалу, и мы провалились в ледовую трещину. В общей сложности пролетели по крутому льду около 200 метров. Пришли в себя и поняли: вылезти не сможем. Я сломал безымянный палец на левой руке. Он болтался, как на ниточке. У парней были закрытые переломы ног.
Отряхнулись от снега и льда, закурили. На перевале остались одна девчонка и парень из нашей группы. Он на ледовых молотках спустился к нам, закрепил веревку. Кое-как выбрались. Я почувствовал под лопаткой колющее пощипывание. Оказалось, что от плеча до поясницы футболка была залита кровью. Когда падали, кто-то из парней пытался зацепиться ледорубом за склон. «Прилетело» мне в спину…
В числе самых трудно достигаемых вершин, с которыми альпинистам непросто «договориться», – пик Победы. Он требует к себе особого подхода и не прощает, если его крутой нрав восходители не берут в расчет. Эта гора забрала немало жизней. За восхождение на этот семитысячник я «заплатил» небольшим обморожением пальцев рук и ног, носа.
Как в семье относятся к твоим «командировкам» в горы?
- У меня две 16-летние дочки-двойняшки, семилетний сын и золотая жена Алла. Мы познакомились с ней в походе на Таганай. Золотая, потому что умеет терпеть и ждать. По образованию она учитель биологии и химии. Педагог, каких поискать. Об этом говорят многочисленные победы в различных конкурсах и успехи ее учеников. Алле хорошо известно, какой опасности мы с друзьями подвергаем себя в горах, но она верит в наше благополучное возвращение. Мой талисман – ключи от дома, куда я должен обязательно вернуться живым и невредимым. Травмы, к сожалению, случаются. Но это уже повод для разбора полетов. Значит, чего-то не учел. Горы ведь косяков не прощают.
Всей семьей путешествуем, сплавляемся по рекам. Дочери Аня и Лена не раз становились чемпионками и призерами города по скалолазанию и туризму. Хочу привить любовь к путешествиям и сыну Славе. Он всегда рядом с нами – на скалах, сплавах, лыжных прогулках. В его «послужном списке» уже несколько восхождений, в том числе на зимний Таганай.


Комментариев нет:

Отправить комментарий